из книги «Машина Власти», Н.С. Травников


Экспериментальные автомобили ЗиЛ-4102
породили множество слухов и домыслов, порой не имеющих никакого отношения к действительности.

М. С. Горбачев заявил, что хотел бы иметь представительский автомобиль, который был бы компактнее, динамичнее, выразительнее чопорных ЗиЛов. В конце 1987 года расплывчатое пожелание трансформировалось в официальный заказ Заводу им. Лихачёва на разработку новой модели автомобиля представительского класса.

К середине 80-х гг. сформировалась концепция новой модели. На первых порах линейку правительственных автомобилей нового поколения должны были представлять лимузин ЗиЛ-4101 и в перспективе – седан ЗиЛ-4102. В дальнейшем компанию им мог составить кабриолет на этой же платформе. Разумеется, «главой семейства» заводчане, исходя из исторической практики, считали лимузин.

Точно в срок, к маю 1988 года, были построены два опытных ходовых макета ЗиЛ-4102 – чёрный и золотистый. Кроме цвета, образцы незначительно отличались друг от друга декором. Поскольку все сотрудники бюро по исследованию и доводке легковых автомобилей ЗиЛ знали, что инициатором проекта является М. Горбачёв, прототипам дали соответствующие прозвища: чёрный назвали «Мишкой», а светлый – «Райкой».

Любопытная деталь: Завод им. Лихачёва в те годы тесно сотрудничал с Volvo, поэтому на опытные образцы ЗиЛ-4102 были установлены фары прототипа Volvo 850.

Заводские испытания показали жизнеспособность конструкции: 315-сильный двигатель позволял сравнительно лёгкой машине (массой на полтонны меньше, чем седан ЗиЛ-4141 на платформе ЗиЛ-115) разгоняться до 100 км/ч за 10,5 секунд. Расход топлива на 100 км составил 18 л при скорости 90 км/ч и 21 л – при 120 км/ч.

В 1988-89 гг. проводились испытания автомобилей в лабораториях завода и на автополигоне, включая исследования в аэродинамической трубе, однако со временем энтузиазм иссяк.

В 1991-м, после августовского путча, стало ясно, что перспективный седан останется невостребованным – Горбачёв погрузился в решение проблем иного уровня. Проект был закрыт, чёрный автомобиль («Мишка») распилен (от него сохранились некоторые детали, включая переднюю облицовку), а золотистый ЗиЛ-4102 («Райка») хранится на заводе и периодически принимает участие в различных выставках.



Во время ездовых испытаний автомобиля был обнаружен недостаточный обдув воздухом двигателя, что вело к его перегреву. Для устранения этого недостатка инженеры видоизменяли бамперы и облицовки автомобиля: в бампере «Райки» сделали дополнительные щели для прохода воздушной струи, а для «Мишки» сделали облицовку увеличенного размера и вырез в бампере для ее установки. После уничтожения автомобиля только этот бампер с облицовкой и остался нам на память.

241022.jpg


В выпущенных трех моделях данного автомобиля подмечена вся разница и в форме, и в оформлении бамперов и облицовок:
#241020 – черная глянцевая облицовка и глухой бампер;
#241021 – черная матовая облицовка и бампер с вентиляционными прорезями;
#241022 – хромированная облицовка увеличенного размера и бампер с вырезом;


IMG_5786-2.jpg


Данные три модели ЗИЛ-4102 – это начало новой серии, в которую войдут как известные, так и неизвестные широкому кругу модели правительственных автомобилей, которые выпускал ЗИЛ.


IMG_5769-2.jpg

241022-(06).jpg

241022-(07).jpg